ПМщики оценят 4 очень разных фильма о математике
(«Science-Film»)
Если порыться в памяти и в базах данных, то обнаружится немалое количество фильмов, жизнь героев которых связана с математикой. Но в большинстве из них связь эта оказывается номинальной: в лучшем случае она дает толчок сюжету, но сама история от математики уже зависит не сильно. Даже снятые про жизнь настоящего математика и Нобелевского лауреата Джона Нэша «Игры разума» оборачиваются шаблонной голливудской мелодрамой про преодоление сложных обстоятельств — с электрошоковой терапией, героизмом любящей жены и слезами умиления. Впрочем, существуют и менее известные, но зачастую более интересные картины, где содержание научной деятельности героев оказывает на сюжет значительное влияние.
1. «Доказательство» (2005, Proof)
После смерти профессора математики (Энтони Хопкинс), чьи последние годы жизни были омрачены борьбой с психическим расстройством, среди тетрадей с бессвязными записями обнаруживается одна, содержащая многообещающее доказательство. На авторство претендует его дочь (Гвинет Пэлтроу), положившая те же годы на уход за отцом, но ей никто не верит. Как и в «Играх разума», сюжет завязан на столкновении математики и безумия, но на этом сходство заканчивается. Это не фильм о муках гения на пороге сумасшествия, а экранизация награжденной премиями «Тони» и Пулитцеровской пьесы Дэвида Оберна про поиски математической истины и сложность контакта с людьми.
2. «Комната Ферма» (2007, Fermat's room)
Четверо математиков получают приглашение на тайное состязание блестящих умов, проходят тест, решая задачку с числовой последовательностью, и прибывают в странный дом, переправившись через речку на пароме «Пифагор». «Здравствуйте, меня зовут Ферма», — приветствует гостей хозяин и довольно скоро исчезает, оставляя четверку запертыми в смертельной ловушке. Чтобы выжить, пленники должны решать задачки вроде такой: «В трех банках хранятся конфетки. В одной мятные, в другой анисовые, в третьей вперемешку. Все этикетки на банках перепутаны. Сколько конфеток надо попробовать, чтобы понять, что где хранится?»
3. «Двадцать одно» (2008, «21»)
Бывший картежник, а ныне читающий в Массачусетском технологическом институте курс по нелинейным уравнениям профессор (Кевин Спейси) набирает команду способных студентов, чтобы обыграть в блэкджек казино. В ход идут методы, основанные на теории вероятностей, в качестве теста новичку задают парадокс Монти Холла, а торт на дне рождении одного из героев украшен числами Фибоначчи.
4. «The Oxford Murders» (2008)
Американский студент по обмену (Элайджа Вуд) и профессор Оксфордского университета (Джон Харт) находят труп, который оказывается первым в цепочке убийств. Предполагаемый убийца оставляет послания в виде пифагорейских символов, профессор читает лекцию о невозможности абсолютного знания, ссылаясь на «Логико-философский трактат» Виттгенштейна, в какой-то момент все отправляются на конференцию по поводу только что полученного доказательства Великой теоремы Ферма.